Домашняя страница
Лекарственные растения | Каталог сибирских растений | Питомник растений | Садовый участок | Семена и саженцы| Описания грибов| Описания растений | Пчёлы| Лекарственные травы| Авторы биологических таксонов
Цветы
Роза | Лилия | Тюльпан | Клематис | Пион| Хоста| Георгин | Прочее | Сирень
Квартира | Дом | Интерьер | Кухня | Бассейн | Диван | Вентиляция
Удобрения | Ландшафтный дизайн | Легенды о цветах | Садовые цветы | Комнатные растения| Огород| Прочее
Ландшафтный дизайн


Мирт в мифах Древней Греции - Легенды о цветах

Различные толкователи мифов Древней Греции считали мирт культовым растением — принадлежностью к культу богини любви Афродиты. Некоторые даже пересказывают миф о яблоке раздора с золотой надписью «Прекраснейшей», которое богиня Эрида, (которую забыли пригласить на свадьбу Пелея и Фетиды), бросила к ногам Афродиты, Геры и Афины. Вспыхнувший между богинями спор Зевс поручил разрешить прекраснейшему пастуху Парису, и он признал красивейшей среди богинь Афродиту, потому что на ней был надет венок из мирта. Другие толкователи (в частности, Роберт Грейвс, исследовавший десятки мифов различных греческих авторов, написанные в разные времена), рассказывает, что Афродита выиграла спор, посулив Парису соблазнительную сделку.

Вокруг храмов, возводимых в честь Афродиты в разных местностях Древней Греции, высаживали деревья и кусты миртов, считая это растение священным. Во время праздников, посвященных богине Афродите, греки украшали свои головы венками из мирта. Миртовым венком на древних фресках была украшена и голова бога брака Гименея.

Однако, у древних греков мирт также символизировал приход смерти, считает Роберт Грейвс, и приводит в примеры сразу две мифические истории (упоминание о которых он находит у разных авторов), подтверждающие, что мирт являлся символом смерти.

Первый миф — о Федре и Ипполите. Федра была женой Тесея и сестрой Ариадны (той самой, нить которой спасла Тесею жизнь и на которой он женился, а после безжалостно бросил и женился на ее сестре Федре). Ипполит был незаконнорожденным сыном Тесея, поэтому сына своего Тесей тоже бросил, отказался. Ипполит был усыновлен и даже получил в наследство от названного отца трон в городе Трезене, где и решил построить храм в честь богини охоты Артемиды. Узнав об этом, Афродита разозлилась и решила проучить Ипполита. Она сделала так, что его страстно полюбила жена Тесея Федра.

Пока Тесей отсутствовал дома, Федра отправилась в город Трезен, где царствовал Ипполит, и построила там Храм Подглядывающей Афродиты, вокруг которого были посажены миртовые деревья и кустарники. Из храма она подглядывала за Ипполитом, и пламенеющая страстью, в нервных томлениях исколола заколкой для волос все листочки на миртовом дереве. Считается, что поэтому на просвет у листочков мирта видны маленькие дырочки.

Здесь она даже поменяла веру, уверовав в богиню Ипполита Артемиду, и принося ей жертвы во имя своей любви. В конце-концов Федра решилась написать письмо-признание Ипполиту. Финал этой повести был похож на современный сериал: разгневанный и возмущенный Ипполит сжег письмо, пришел в покои Федры, громогласно позоря ее, на чем свет стоит. Федра же стала рвать на себе одежды и вопить нечто вроде «Спасите — меня хотят обесчестить!», на что сбежались и свидетели. Узнав об этом, Тесей проклял своего сына и вымолил у своего отца Посейдона смерть для Ипполита.

Уносясь от гнева отца, Ипполит ехал в колеснице, запряженной лошадьми, когда Посейдон вынес волной на его пути страшного тюленя, изрыгающего пламя. Лошадей охватил ужас, они понесли, а Ипполит не смог справится с упряжкой, вожжи запутались в ветвях росшего на обочине мирта, колесницу отбросило в сторону, он ударился о дерево и умер, когда лошади волокли его по дороге.

Мирт, считает Роберт Грейвс, символизировал у греков последний месяц правления царя, и именно поэтому он появляется в легенде о крушении колесницы Эномая: Пелоп, сын Тантала, хотел просить руки дочери царя Эномая. Но тот препятствовал замужеству дочери и уже успел отправить на тот свет всех ее женихов (по разным источникам 12 или 13 царевичей), приглашая посоревноваться в колесничной гонке.

Но дочь Эномая влюбилась в Пелопа, и подкупила возничего своего отца. Да и сам Пелоп принес жертву Афине и выпросил у Посейдона золотую колесницу, чтобы победить в гонке. В результате своей победы Эномай должен был убить жениха, в результате проигрыша — умереть сам. Гонку выиграл Пелоп.

У более поздних греческих авторов мифов в образе Эномая можно угадать бога Солнца — Зевса, который изрядно поднадоел остальным мифическим богам. А в образе дочери Эномая — более ранний образ богини луны Геры. Правление царя не могло длиться дольше Великого года, исчисляемого циклом в 100 месяцев, по истечение которых происходило совпадение лунного и солнечного календаря. А 12 или 13 женихов есть ни что иное как количество лунных месяцев в солнечном году, которые случаются помеременно — то 12, а то 13.

В Олимпии ежегодно устраивались Истмийские соревнования колесниц в конце 13 месяца, на которых колесницы должны были пройти 12 кругов в честь богини луны. Тринадцатому месяцу соответствовало дерево смерти — мирт. На 13 круге лошадей пугали статуями, устраивая крушение колесницы, и претенденты на царский престол погибали, волокомые лошадьми.


0.0004 s - время на запросы к базе данных
1 - запросов к базе данных
1.3768 s - время на работу PHP скриптов
1.3772 s - общее время на генерацию страницы
cache - источник содержимого (база или кэш)