Домашняя страница
Лекарственные растения | Каталог сибирских растений | Питомник растений | Садовый участок | Семена и саженцы| Описания грибов| Описания растений | Пчёлы| Лекарственные травы| Авторы биологических таксонов
Цветы
Роза | Лилия | Тюльпан | Клематис | Пион| Хоста| Георгин | Прочее | Сирень
Квартира | Дом | Интерьер | Кухня | Бассейн | Диван | Вентиляция
Удобрения | Ландшафтный дизайн | Легенды о цветах | Садовые цветы | Комнатные растения| Огород| Прочее
Ландшафтный дизайн


Легенда о фиалке - Легенды о цветах

Одна из древнегреческих легенд посвящена таинственному происхождению цветков фиалки. Прекрасный Аполлон - бог солнца - развлекал себя тем, что преследовал прелестную молоденькую нимфу - дочь Атласа - жаркими лучами солнца.

Бедняжка, изнемогая от беспощадно палящего солнца, взмолилась о помощи к самому грозному и могущественному из богов Зевсу. Расчувствовавшись, Зевс превратил её в фиалку и укрыл от солнца в своих владениях - в тени кустарников среди леса. Спрятал от чужих взглядов, оставил лишь на любование себе. Пока однажды дочь Зевса Прозерпина отправилась на прогулку в лес. Обнаружив прелестные цветы, Прозерпина нарвала букет, а на обратном пути её похитил коварный Плутон. С испугу Прозерпина обронила букет, и фиалки рассыпались с божественных небес на грешную человеческую землю.

Есть еще одна старинная славянская легенда о происхождении фиалки, известной нам под другим поэтическим названием - Анютины глазки. В основе сказания лежит обыденная реальность, своего рода поучительный эпос с отсутствием пресловутых понятий о морали, но наставляющий к нравоучению молодежи. Эта легенда рассказывает печальную историю о жизни девочки Анюты - сироты с невероятно добрым сердцем и доверчивой душой. Жила она в тихой и красивой деревушке, верила каждому человеку, со всей душой откликалась на доброту. А всякому недоброму делу или поступку находила оправдание. Местные деревенские жители жалели сироту, и никогда не обижали.

Но однажды приехал в эту деревню заезжий купец, молодой и красивый. Приглянулась ему Аннушка с огромными, как озеро, глазами, чистой и наивной душой. Заиграли в его сердце чувства, распалились страсти - очаровал он Анюту своим красноречием, заворожил сердце девочки рассказами о дивных городах и странах. И пообещал Анютке, что возьмет ее с собой, покажет мир. А сам внезапно уехал.

Долгие месяцы напролет ходила Аннушка за околицу - выглядывала сказочного гостя, сердце девочки верило обещаниям, и не хотело сопротивляться. Вся деревня молча смотрела, как угасает сирота, но никто не смел оборвать надежду, произнести слова, жестокие для нее. А она верил и надеялась, что вернется молодец, потом стала терзаться догадками, что на него напали разбойники. Однажды вышла она за околицу - и больше не вернулась. Так и угасла девичья краса, а когда деревня пошла на поиски - то по всей околице обнаружили лишь скромные цветы, похожие на Анютины глазки - огромные и вопрошающие, как глубокие глаза сироты, полные тоски и печали. С тех пор в народе фиалки так и прозвали: Анютины глазки.

Рой Маккалистер в своей книге «Все о растениях в легендах и мифах» приводит историческую справку о том, что в христианской культуре цветы анютины глазки связывают со Святой Тройцей, в народе виолу даже прозывают «троецветка». Скорее всего, название такое дано цветку за сочетание в нем трех цветов и за то, что буйное цветение фиалок как раз наступает на Тройцу. В травнике, опубликованном в XVI веке, виола была названа «травой Святой Троицы», но священнослужители были возмущены таким сравнением величия Бога с «низменным цветком». И все-таки в христианском мире существует легенда о том, что трехцветные фиалки возникли из радостных слез Адама, которому архангел Гавриил принес весть о прощении Богом всех его грехов.

Еще один греческий миф повествует о происхождении фиалок такую историю. Дочь речного бога Инаха и жрица Аргивской богини-Геры оргастическая нимфа-богиня Ио приглянулась Зевсу - мужу Геры. Разгневанная жена однажды уже наказала другую соперницу, любовницу Зевса, превратив в вертишейку, и на сей раз потребовала у Зевса объяснений. Он стал лгать, что не прикасался к Ио, и даже сам превратил ее в белую корову. Гера забрала эту корову и велела спрятать от мужа в оливковой роще. Хитрый Зевс сумел похитить Ио и вернуть ей человеческий облик, а чтобы искупить свою вину, он вырастил для любовницы трехцветные фиалки. Именно поэтому древние греки считали, что фиалка трехцветная символизирует любовный треугольник. Римляне же верили, что фиалки анютины глазки - это превращенные в цветы мужчины, подсматривавшие за купанием женщин. У римлян наоборот - эти цветы символизировали верность в любви и связывались с образом богини Венеры. У римлян даже распространилась поговорка «in viola esse» дословно означающая «возлежать на фиалках», или «блаженствовать».

В культуре это растение впервые появилось у английских цветоводов в XVI веке. Из Англии фиалки попали во Францию, затем в Германию, а оттуда - в Россию. В Польше примерно в это же время появилась традиция дарить фиалки любимым при расставании. Когда юноша куда-то надолго уезжал, его возлюбленная дарила ему виолы в знак сохранения ему верности и любви. Во Франции фиалки называли «цветами на память». В Англии эти цветы преподносят в День Святого Валентина 14 февраля.

Известен факт, что начиная с V века и до Рождества Христова цветы фиалки душистой Viola odorata вплетали в венки и использовали для борьбы с пьянством. В трактате античного греческого писателя Одо из Мена "О свойствах трав", датированном XI веком, записано: "Выпьешь - и выгонит хмель, а тяжелую голову лечат Лишь ароматом цветка, иль венком из фиалок венчая". Немецкая монахиня святая Хильдегарда (известная как Хильдегарда Бингенская, 1098-1179 гг.) в своем труде, написанном около 1150-1160 «Книга о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), рекомендовала женщинам использовать цветы этой фиалки против меланхолии.


0.0003 s - время на запросы к базе данных
1 - запросов к базе данных
0.8917 s - время на работу PHP скриптов
0.8920 s - общее время на генерацию страницы
cache - источник содержимого (база или кэш)